Целевая воспитательная программа " Здоровье"
РАЗДЕЛ 1. Общие положения.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не болеё 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый клacc, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9- 10 % выпускников школ можно считать здоровыми.
Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм, появление новых степеней свободы у образовательных учреждений дали поразительный толчок творчеству. Но вместе с ним возросла учебная нагрузка обучающихся. Чтобы решить это противоречие, нужна программная скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации.
|
Отчетливо осознавая невозможность решения проблемы в одиночку, школа всемерно стремится к тесным связям с семьей, общественностью, организационными структурами и старается всесторонне обеспечивать преемственную связь между программами
начальной и средней школы. Учебные программы этих школ предоставляют обучающимся все возможности получения знаний, постижения жизни, приобретения жизненных умений и навыков, соответствовать потребностям школьников и стимулировать их к дальнейшему приобретению знаний. \
1.1. Ожидаемые результаты: внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха; повышение уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; уменьшение количества поведенческих рисков, oпасных для здоровья; повышение уровня лечебной и профилактической работы; осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
1.2. Критерии становления и развития: повышение чувства собственного достоинства школьников, педагогов, их социального самосознания; комфортный стиль межличностных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса; максимальное предоставление ребенку возможностей для своего физического развития в органическом единстве с гигиеническими и физиологическими требованиями; выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий — обучение здоровью; увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки, подвижные перемены, увеличение количества спортивных секций, спортивные мероприятия); вовлечение окружающего социума в школьную жизнь.
1.3.Законодательно-нормативное обеспечение программы: Конституция РФ; Декларация прав ребенка; закон РФ ''Об образовании"; закон Томской области "Об образовании"; санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзора; приказ№ 1418от 15.05.2001 г. Министерства образования РФ "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения".
1.5.Цель программы: разработка целостной социально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участников образовательного процесса; формирование мотивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.
1.6 Задачи программы: внедрение современных методов мониторинга здоровья, внедрение новых методов и технологий по реабилитации детей с различными видами нарушений в физическом развитии, разработка мероприятий, которые уменьшат риск возникновения заболеваний, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), оказание помощи родителям по сохранению здоровья детей, просвещение педагогического коллектива по здоровьезберегающим технологиям.
1.7.Объекты программы: обучающиеся 1-11 классов; педагогический коллектив; родители; медицинский работник .
1.8. Сроки реализации программы: 2011 -2014 гг.
1.9. Организация контроля за выполнением программы: администрация
МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ», органы ученического самоуправления.
РАЗДЕЛ 2. Основные принципы программы
1) гуманизации и демократизации — определение конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации, консолидации школы, семьи, общественно-государственных структур и интересах подрастающего поколения;
2) соответствия целей, задач содержания программы национальной стратегии,
интересам государственной и региональной политике;
3) научности — внедрять, модернизировать передовой научный опыт отечественных
и зарубежных ученых и педагогов по созданию здоровьссберегающих технологий;
4) участия — привлечение школьников к непосредственному и сознательному участию
в целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма, целесообразной
учебной и виеучебной деятельности, рациональному использованию учебного и
впеучебного времени, вовлечение родителей в целенаправленную деятельность
по формированию у детей здоровых привычек, по своевременной диспан –
серизации детей, вовлечение их в различные объединения, осуществление
санитарно-проеветительской работы, вовлечение педагогов в широкое
педагогическое движение по созданию здоровой педагогической среды,
организация работы медицинского работника в соответствии с положением о
медицинском кабинете в школе;
5) гарантий — реализация конституционных прав детей, подростков и юношества на
получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государст –
венных гарантий, направленных па здравоохранение и укреплепие здоровья
подрастающего поколения;
6) социальной компенсации-— обеспечение социальной и правовой защищенности
детей, подростков и юношества, находящихся в семьях, требующих социальной
поддержки;
7) преемственности — обеспечение комплексного сквозного подхода в обучении
здоровью между разными ступенями обучения и видами детской деятельности;
8) аксилогического подхода — жизнь человека является высшей ценностью, а
основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где
здоровье выступает основной категорией;
9) блочного подхода — позволяет педагогически воспроизвести многообразие
общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить
эффективность его реализации.
РАЗДЕЛ 3. Основные направления программы.
Создание банка системной организации о состоянии психического, физического, нравственного здоровья детей в школе, системный анализ здоровья детей с целью последующей адекватной медико-психолого-педагогической коррекции.
Профилактика раннего выявления патологии детей.
Реабилитация психофизической работоспособности детей и организация здорового образа жизни.
Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний.
Разработка и внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения.
Решение оздоровительных задач средствами физической культуры.
Формирование валеологического мышления всех участников педагогического процесса (ученик – учитель – родители).
Изучения и внедрение передового социального, педагогического,медицинского опыта по оздоровлению детей и юношества с его последующей апробацией и широким внедрением.
Повышение квалификации педагогических кадров.
Оздоровительная работа, предполагающая систему эффективных психологических и коррекционных мероприятий, организацию двигательной активности.
РАЗДЕЛ 4. Обеспечение основных направлений программы.
4.1. Организационно-методическая деятельность по здравоохранению и здравоукреплению обучающихся.
- Мониторинг здоровья школьников, педагогов, травматизма детей, микросреды ОУ, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения.
- Разработка программ: спортивно-оздоровительная работа, валеология в школе и дома, половое воспитание детей, нравственное здоровье.
- Разработка методических рекомендаций: по работе спецгрупп на уроках физкультуры, проведение спортивно-оздоровительного часа в школе, динамические паузы на уроке, медико-экологическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями, медико-педагогическая реабилитация детей –инвалидов.
- Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей.
- Организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям.
- Разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровьесберегающим и здравоукрепляющим методикам.
4.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.
- Разработка принципов проведения индивидуальных профилактических осмотров состояния здоровья детей и учителей в школе.
- Привлечение узких специалистов для организации и проведения углубленных осмотров детей в школе.
- Разработка и внедрение научно-методических рекомендаций по паспортизации здоровья детей и подростков как одной из форм контроля и личностно-ориентированной коррекции и здоровья обучающихся.
- Мониторинг состояния здоровья школьников и учителей с целью определения важнейших направлений их оздоровления.
- Использование экспресс-диагностики по выявлению и профилактике наркомании, токсикомании и других вредных привычек.
- Определение группы детей с хроническими заболеваниями и разработка программы по их оздоровлению.
4.3. Организация питания.
- Организация питания детей с учётом всех возможных форм финансирования, в том числе и родительской платы.
- Определение категории детей, нуждающихся в бесплатном питании.
- Охват всех обучающихся горячим питанием.
- Организация фитобара и витаминных столов.
4.4. Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья детей в школе.
- Отработка моделей: формирования валеологической культуры и валеосферы, взаимодействия медработника и педагогов по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.
- Исследование влияния различных технологий на здоровье детей.
- Мониторинг влияния внутришкольных факторов на здоровье детей.
- Мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу.
- Подготовка рекомендаций по выявлению таких детей, системе учёта, профилактической работе.
4.5. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса.
- Введение спецкурсов по ЗОЖ.
- Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры.
- Организация занятий по ритмике, лечебной физкультуре, танцам.
- Организация физкультурного досуга детей совместно с родителями.
- Организация мероприятий по ЗОЖ, ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях.
- Организация отдыха во время перемен.
- Введение в систему уроков мероприятий по профилактике гиподинамии.
4.6. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.
- Подбор педагогических кадров.
- Апробирование универсальной системы тестирования уровня физической подготовленности детей «Президентские тесты».
- Проведение круглого стола по вопросу «Физкультура и спорт в МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»».
- Комплектация специальных групп для детей с ослабленным здоровьем.
- Введение спортивно-оздоровительных дней в школе.
- Организация массовых соревнований.
- Использование в учебном процессе комплексных физических упражнений для динамических пауз на уроке.
- Осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик.
- Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.
4.7. Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения по оказанию помощи детям.
- Контроль за расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки, за объёмом д/з.
- Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка.
- Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений.
- Профилактика болезней ( близорукости, сколиоза, инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа).
- Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей.
- Проведение уроков здоровья, радиопередач, тренингов.
- Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов.
РАЗДЕЛ 5. Структура программы.
- Соматическое здоровье – уроки биологии и ОБЖ, спецкурсы, пропаганда ЗОЖ, профилактика вредных привычек, работа медкабинета.
- Физическое здоровье – физкультура, спорт, физминутки, динамические минутки, зарядка, режим дня, секции и клубы.
- Психическое здоровье – психогигиена, работа социального педагога.
- Нравственное здоровье – половое воспитание, межличностные и межвозрастные отношения, поиски бесконфликтного общения.
РАЗДЕЛ 6. Оздоровительная модель МБОУ «Зап-Халевичска средняя общеобразовательная школа ».
|
|
|
|
|
|
|
|
Уроки:
1. Физическая культура.
2.Интегрированные.
3. Спецкурсы.
|
|
|
|
|
Оздоровительные мероприятия:
перед уроком:
зарядка
на уроке:
физкультминутка
между уроками:
динамический час
на классном часе:
беседы, тренинги.
|
|
|
|
|
|
Спортивно-оздоровительные секции и клубы.
|
|
|
|
|
СИСТЕМА
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Внеклассная работа:
дни здоровья, встречи, праздники, вечера, походы, радиопередачи, стенгазеты.
|
|
|
|
|
|
Тестирование и мониторинг
|
|
|
|
|
|
Оздоровительная коррекционная работа:
а) лечебная гимнастика
б)психологический тренинг
в)коррекция зрения
г) медицинские осмотры
|
|
|
|
Работа с родителями:
а) лекторий
б) родительские собрания
в) индивидуальные встречи
|
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 7. Сквозная тематика классных часов.
Класс
|
Соматическое здоровье
|
Физическое здоровье
|
Психологическое здоровье
|
Нравственное здоровье
|
1 - 4
|
Знакомство с организмом человека. Чистота – залог здоровья. Расту здоровым. Кто нас лечит. Как уберечь себя от травм. Цвета светофора. Огонь – это опасно. Гигиена девочек. Гигиена мальчиков. Уход за одеждой. Культура поведения во время болезни. Культура питания.
|
Подвижные игры.
Закаливание организма. Работа школьных секций. Спортивные соревнования.
Весёлые старты.
|
Психодиагностика.
Ужасные привычки в школе и дома.Что прячется в капле никотина.
|
Слово о маме. Дом, в котором я живу. Братья наши меньшие. Моя Родина.Цветик-самоцветик.
|
5 - 7
|
Царство зелёного змея. Культура личной гигиены. Спецкурс «Полезные привычки». ЮИД академия. Лекторий ДЮП. Культура личной гигиены. Культура учебного труда. Оказание первой помощи. Коа-кола и чупа-чупс: вредны ли они.
|
Старты надежд. Работа школьных секций. Спортивные соревнования.
Конкурс строя и песни. Дежурство на дороге. «Зарница»
|
Психодиагностика.
Обучение психологической гимнастике. Как жить не ссорясь.
Тренинги «Я люблю своё тело»
|
В ладу с самим собой. Мечтательность, страх, испуг.
Под крышей дома своего. Вместе весело шагать. Драться или не драться: разговор по душам. Папы, мамы, бабушки и дедушки: вмсесте лучше. В природном царстве. Моё село.
|
8 - 11
|
Размышления о наркомании. СПИД- это реальность или миф. Уберечь от дурмана. Школьнику о вреде алкоголя и курения. Пьянство и закон.
Гигиена юноши и девушки Культура физического здоровья. Гигиена рабочего места. Организация труда. Азбука половой жизни. У порога семейной жизни. Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений.
|
Работа школьных секций. Спортивные соревнования.
Соревнования допризывников. Физтестирование.
|
Психодиагностика.
Тренинги «Умей сказать нет».
Встреча с доктором Споком.
|
Спешите делать добро. Давайте говорить друг другу комплименты. Любовь за любовь: красота родной земли. Как быть красивой. Свет мой, зеркальце, скажи. Блистающий мир.Первое свидание.
|
Рассмотрено
на заседании педсовета Утверждаю
Протокол №___ от __________ Директор школы
_____Т.Н.Гавриченко
Приказ № __от 01.09.2011 г
МБОУ «Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа »