Целевая воспитательная программа " Здоровье"

       РАЗДЕЛ 1. Общие положения.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не болеё 14% детей; 25-35 % детей, пришедших в 1-ый клacc, имеют физические недостатки или хронические заболевания; 9- 10 % выпускников школ можно считать здоровыми.

Освобождение системы образования от жестких рамок привычных стереотипов и норм, появление новых степеней свободы у образовательных учреждений дали поразительный толчок творчеству. Но вместе с ним возросла учебная нагрузка обучающихся. Чтобы решить это противоречие, нужна программная скоординированная работа всех участников учебно-воспитательного процесса, опирающаяся на научно-обоснованные решения и рекомендации.

Отчетливо осознавая невозможность решения проблемы в одиночку, школа всемерно стремится к тес­ным связям с семьей, общественностью, организационными структурами и старается всесторонне обеспечи­вать   преемственную   связь   между   программами
начальной и средней школы. Учебные программы этих школ предоставляют обучающимся все возможности получения знаний, постижения жизни, приобретения жизненных умений и навыков, соответствовать потребностям школьников и стимулировать их к дальнейшему приобретению знаний.                                                                                                                                                             \

 1.1. Ожидаемые результаты: внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха; повышение уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; уменьшение количества поведенческих рисков, oпасных для здоровья; повышение уровня лечебной и профилактической работы; осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фак­тору успеха на последующих этапах жизни.

  1.2. Критерии становления и развития: повышение чувства собственного достоинства школьников, пе­дагогов, их социального самосознания; комфортный стиль межличностных отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса; максимальное предоставление ребенку возможностей для своего физи­ческого развития в органическом единстве с гигиеническими и физиологическими требованиями; выполнение регламентированных программой педагогических мероприятий — обучение здоровью; увеличение двигательной активности обучающихся (физкультминутки, подвижные перемены, увеличение количества спортивных секций, спортивные мероприятия);   вовлечение окружающего социума в школьную жизнь.

  1.3.Законодательно-нормативное обеспечение программы: Конституция РФ; Декларация прав ребен­ка; закон РФ ''Об образовании"; закон Томской области "Об образовании"; сани­тарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Гос­санэпиднадзора; приказ№ 1418от 15.05.2001 г. Министерства образова­ния РФ "Об утверждении примерного положения о цен­тре содействия укреплению, здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения".

 1.5.Цель программы: разработка целостной со­циально-педагогической системы, здоровьесберегающих технологий и применение их в целях коренного улучшения состояния и качества здоровья всех участ­ников образовательного процесса; формирование мо­тивации и ответственности за сохранение собственного здоровья.

 1.6 Задачи программы: внедрение современных методов мониторинга здоровья, внедрение новых методов и технологий по реабилитации детей с различными видами нарушений в физическом развитии, разработка мероприятий, которые уменьшат риск возникновения заболеваний, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ), оказание помощи родителям по сохранению здоровья детей, просвещение педагогического коллектива по здоровьезберегающим технологиям.

 1.7.Объекты программы: обучающиеся 1-11 клас­сов; педагогический коллектив; родители; медицин­ский работник .

 1.8. Сроки   реализации   программы:   2011 -2014 гг.

 1.9. Организация контроля за выполнением программы: администрация  

МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ», органы ученического самоуправления.

РАЗДЕЛ 2. Основные принципы программы

1)      гуманизации и демократизации — определе­ние конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации, консолидации шко­лы, семьи, общественно-государственных структур и интересах подрастающего поколения;

2) соответствия целей, задач содержания про­граммы национальной стратегии,

            интересам государст­венной и региональной политике;

3) научности — внедрять, модернизировать пе­редовой научный опыт отечественных  

           и зарубежных ученых и педагогов по созданию здоровьссберегающих технологий;

4) участия — привлечение школьников к непо­средственному и сознательному участию

             в целенаправ­ленной деятельности по оздоровлению своего организма, целесообразной

            учебной и виеучебной деятельности, рациональному использованию учебного и  

             впеучебного времени, вовлечение родителей в целенаправлен­ную деятельность

             по формированию у детей здоровых привычек, по своевременной диспан –

            серизации детей, вовлечение их в различные объединения, осуществле­ние

            санитарно-проеветительской работы, вовлечение педагогов в широкое

            педагогическое движение по со­зданию здоровой педагогической среды,

            организация работы медицинского работника в соответствии с поло­жением о

            медицинском кабинете в школе;

5) гарантий — реализация конституционных прав детей, подростков и юношества на

            получение образова­ния и медицинского обслуживания, выполнение госу­дарст –

            венных гарантий, направленных па здравоохране­ние и укреплепие здоровья

           подрастающего поколения;

6) социальной компенсации-— обеспечение со­циальной и правовой защищенности

            детей, подростков и юношества, находящихся в семьях, требующих соци­альной

           поддержки;

7) преемственности — обеспечение комплексно­го сквозного подхода в обучении

            здоровью между раз­ными ступенями обучения и видами детской деятель­ности;

 

8) аксилогического подхода — жизнь человека является высшей ценностью, а

           основой его жизнедея­тельности является освоение общечеловеческих ценно­стей, где

           здоровье выступает основной категорией;

9) блочного подхода — позволяет педагогически воспроизвести многообразие

            общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить

            эффективность его реализации.

 

РАЗДЕЛ 3. Основные направления программы.

Создание банка системной организации о состоянии психического, физического, нравственного здоровья детей в школе, системный анализ здоровья детей с целью последующей адекватной медико-психолого-педагогической коррекции.

Профилактика раннего выявления патологии детей.

Реабилитация психофизической работоспособности детей и организация здорового образа жизни.

Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний.

Разработка и внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения.

Решение оздоровительных задач средствами физической культуры.

Формирование валеологического мышления всех участников педагогического процесса (ученик – учитель – родители).

Изучения и внедрение передового социального, педагогического,медицинского опыта по оздоровлению детей и юношества с его последующей апробацией и широким внедрением.

Повышение квалификации педагогических кадров.

Оздоровительная работа, предполагающая систему эффективных психологических и коррекционных мероприятий, организацию двигательной активности.

РАЗДЕЛ 4. Обеспечение основных направлений программы.

4.1. Организационно-методическая деятельность по здравоохранению и здравоукреплению обучающихся.

  • Мониторинг здоровья школьников, педагогов, травматизма детей, микросреды ОУ, состояния физического развития обучающихся, диагностика зрения.
  • Разработка программ: спортивно-оздоровительная работа, валеология в школе и дома, половое воспитание детей, нравственное здоровье.
  • Разработка методических рекомендаций: по работе спецгрупп на уроках физкультуры, проведение спортивно-оздоровительного часа в школе, динамические паузы на уроке, медико-экологическая реабилитация детей с хроническими заболеваниями, медико-педагогическая реабилитация детей –инвалидов.
  • Организация работы с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья их детей.
  • Организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям.
  • Разработка цикла семинаров для педагогического коллектива по здоровьесберегающим и здравоукрепляющим методикам.

4.2. Улучшение санитарных условий и совершенствование санитарно-оздоровительных мероприятий.

  • Разработка принципов проведения индивидуальных профилактических осмотров состояния здоровья детей и учителей в школе.
  • Привлечение узких специалистов для организации и проведения углубленных осмотров детей в школе.
  • Разработка и внедрение научно-методических рекомендаций по паспортизации здоровья детей и подростков как одной из форм контроля и личностно-ориентированной коррекции и здоровья обучающихся.
  • Мониторинг состояния здоровья школьников и учителей с целью определения важнейших направлений их оздоровления.
  • Использование экспресс-диагностики  по выявлению и профилактике наркомании, токсикомании и других вредных привычек.
  • Определение группы детей с хроническими заболеваниями и разработка программы по их оздоровлению.

4.3. Организация питания.

  • Организация питания детей с учётом всех возможных форм финансирования, в том числе и родительской платы.
  • Определение категории детей, нуждающихся в бесплатном питании.
  • Охват всех обучающихся горячим питанием.
  • Организация фитобара и витаминных столов.

4.4. Инновационная деятельность по укреплению и сохранению здоровья детей в школе.

  • Отработка моделей: формирования валеологической культуры и валеосферы, взаимодействия медработника и педагогов по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.
  • Исследование влияния различных технологий на здоровье детей.
  • Мониторинг влияния внутришкольных факторов на здоровье детей.
  • Мониторинг адаптации детей, имеющих трудности при обучении, к учебному процессу.
  • Подготовка рекомендаций по выявлению таких детей, системе учёта, профилактической работе.

4.5. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса.

  • Введение спецкурсов по ЗОЖ.
  • Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры.
  • Организация занятий по ритмике, лечебной физкультуре, танцам.
  • Организация физкультурного досуга детей совместно с родителями.
  • Организация мероприятий по ЗОЖ,  ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях.
  • Организация отдыха во время перемен.
  • Введение в систему уроков мероприятий по профилактике гиподинамии.

4.6. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.

  • Подбор педагогических кадров.
  • Апробирование универсальной системы тестирования уровня физической подготовленности детей «Президентские тесты».
  • Проведение круглого стола по  вопросу «Физкультура и спорт в МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»».
  • Комплектация специальных групп для детей с ослабленным здоровьем.
  • Введение спортивно-оздоровительных дней в школе.
  • Организация массовых соревнований.
  • Использование в учебном процессе комплексных физических упражнений для динамических пауз на уроке.
  • Осуществление мер по модернизации системы физического воспитания на основе современных технологий и методик.
  • Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи.

4.7. Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения по оказанию помощи детям.

  • Контроль за расписанием уроков в целях упорядочения учебной нагрузки, за объёмом д/з.
  • Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка.
  • Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школьных помещений.
  • Профилактика болезней ( близорукости, сколиоза, инфекционных заболеваний, табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа).
  • Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей.
  • Проведение уроков здоровья, радиопередач, тренингов.
  • Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов.

РАЗДЕЛ 5. Структура программы.

  • Соматическое здоровье – уроки биологии и ОБЖ, спецкурсы, пропаганда ЗОЖ, профилактика вредных привычек, работа медкабинета.
  • Физическое здоровье – физкультура, спорт, физминутки, динамические минутки, зарядка, режим дня, секции и клубы.
  • Психическое здоровье – психогигиена, работа  социального педагога.
  • Нравственное здоровье – половое воспитание, межличностные  и межвозрастные отношения, поиски бесконфликтного общения.

РАЗДЕЛ 6. Оздоровительная модель МБОУ «Зап-Халевичска средняя общеобразовательная школа ».

 

 
       
   

Уроки:

1. Физическая культура.

2.Интегрированные.

3. Спецкурсы.

 

 
 

Организация питания.

 
 

Оздоровительные мероприятия:

перед уроком:

зарядка

на уроке:

физкультминутка

между уроками:

динамический час

на классном часе:

беседы, тренинги.

 
 
     

Спортивно-оздоровительные секции и клубы.

 
 
   

        СИСТЕМА

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

           РАБОТЫ

 
 
     

Спортивные соревнования

 
 
 

Внеклассная работа:

дни здоровья, встречи, праздники, вечера, походы, радиопередачи, стенгазеты.

 
 
     

Тестирование и мониторинг

 
 
 
   

Оздоровительная коррекционная работа:

а) лечебная гимнастика

б)психологический тренинг

в)коррекция зрения

г) медицинские осмотры

 
 
 

Работа с родителями:

а) лекторий

б) родительские собрания

в) индивидуальные встречи

 
     

Работа медкабинета.

 

 

РАЗДЕЛ 7. Сквозная тематика классных часов.

  Класс

Соматическое здоровье

Физическое здоровье

Психологическое здоровье

Нравственное здоровье

1 - 4

Знакомство с организмом человека. Чистота – залог здоровья. Расту здоровым. Кто нас лечит. Как уберечь себя от травм. Цвета светофора. Огонь – это опасно. Гигиена девочек. Гигиена мальчиков. Уход за одеждой. Культура поведения во время болезни. Культура питания.

Подвижные игры.

Закаливание организма. Работа школьных секций. Спортивные соревнования.

Весёлые старты.

Психодиагностика.

Ужасные привычки в школе и дома.Что прячется в капле никотина.  

Слово о маме. Дом, в котором я живу. Братья наши меньшие. Моя Родина.Цветик-самоцветик.

5 - 7

Царство зелёного змея. Культура личной гигиены. Спецкурс «Полезные привычки». ЮИД академия. Лекторий ДЮП. Культура личной гигиены. Культура учебного труда. Оказание первой помощи. Коа-кола и чупа-чупс: вредны ли они.

Старты надежд. Работа школьных секций. Спортивные соревнования.

Конкурс строя и песни. Дежурство на дороге. «Зарница» 

Психодиагностика.

Обучение психологической гимнастике. Как жить не ссорясь.

Тренинги «Я люблю своё тело» 

В ладу с самим собой. Мечтательность, страх, испуг.

Под крышей дома своего. Вместе весело шагать. Драться или не драться: разговор по душам. Папы, мамы, бабушки и дедушки: вмсесте лучше. В природном царстве. Моё село.

8 - 11

Размышления о наркомании. СПИД- это реальность или миф. Уберечь от дурмана. Школьнику о вреде алкоголя и курения. Пьянство и закон.

Гигиена юноши и девушки Культура физического здоровья. Гигиена рабочего места. Организация труда. Азбука половой жизни. У порога семейной жизни. Ромео и Джульетта в школе: проблемы взаимоотношений.

Работа школьных секций. Спортивные соревнования.

Соревнования допризывников. Физтестирование.

Психодиагностика.

Тренинги «Умей сказать нет».

Встреча с доктором Споком. 

Спешите делать добро. Давайте говорить друг другу комплименты. Любовь за любовь: красота родной земли. Как быть красивой. Свет мой, зеркальце, скажи. Блистающий мир.Первое свидание.

Рассмотрено

на заседании педсовета                                                                             Утверждаю

 Протокол №___ от __________                                                             Директор школы

_____Т.Н.Гавриченко

Приказ № __от 01.09.2011 г

 

МБОУ «Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа »

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz