Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Зап-Халеевичская  средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено                                                              Утверждаю                     на заседании педсовета                                         Директор      школы        Протокол №___ от __________                           _______Т.Н.  Гавриченко     №__ от ____2012 г                                                                                                                                                                                       

 

 

                                                                                                                                                                        Программа,

 

направленная на пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциального поведения учащихся

 

Семь Я

 

2012 – 2015 годы

Пояснительная записка:

            Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе.

Наши дети - зеркало и копия нашего общества.

Негативное влияние употребления алкоголя, табака, наркотических и психоактивных веществ на здоровье и генофонд современной России выявило одну из острейших проблем нашего времени в сфере образования - недостаточность учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях по профилактике возникновения химической зависимости среди подростков.

      Злоупотребление наркотическими, токсическими средствами и алкоголем относится к числу высокозначимых социальных проблем. Если учесть, что  наркотические средства употребляют в основном  молодые люди до 25 лет, то становится понятной актуальность проблемы профилактики распространения алкоголизма и наркомании  и важность своевременности этой профилактики.

 Задачи, решаемые данной программой:

  • Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, асоциального поведения молодежи, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
  • Формировать у учащихся устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам.
  • Выявлять и поддерживать талантливых, творческих, социально-активных детей и молодежь и привлекать их к общественной деятельности на добровольной, безвозмездной основе.
  • Формировать морально-волевые качества школьников.
  • Привлечение общественного внимания к важным и актуальным социальным проблемам.

Программа может дорабатываться, корректироваться, дополняться в зависимости от меняющихся условий и необходимости в течение срока действия

Участники программы «Семь Я»:

  • педагоги МБОУ «Зап-Халеевичская  СОШ»;
  • учащиеся МБОУ «Зап-Халеевичская  СОШ»;
  • родители учащихся МБОУ «Зап-Халеевичская  СОШ»;
  •  

Цель программы:

  • Реализация всех возможностей учебного заведения для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически  развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и  регулярным занятиям физической культурой. 
  • Формирование гармоничной личности, устойчивой к воздействиям наркогенных факторов среды.

Основные задачи программы:

  • Формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой; 
  • Выявление и поддержка талантливых, творческих, социально-активных детей и молодежи и привлечение их к общественной деятельности на добровольной, безвозмездной основе; 
  • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; 
  • Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья; 
  • Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов. 
  • Пропаганда позитивного опыта сотрудничества родителей и школы в области формирования здорового образа жизни;
  • Внедрение современных здоровьесберегающих технологий;
  • Создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья:
    -    формирование менталитета духовно-нравственного, психического, физического и социального здоровья;
    -   создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ;
    -   формирование навыков конструктивного общения;
    -   развитие способности к психосаморегуляции в стрессовых ситуациях;
    -   организация доступа к необходимой информации о влиянии психоактивных веществ на нравственное, психическое и физическое здоровье человека;
  • Распространение инновационных методик ведения профилактической работы с подростками и молодежью.

Концептуальные основы программы «Семь Я»:

  • В процессе реализации программы проводится работа, как с самими учащимися, так и с педагогами, а также с родителями учащихся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
  • Соблюдение основных принципов: непрерывность, адресность, своевременность, доступность, последовательность.
  • Осознание подростками ценностей здоровья, понимания важности здорового образа жизни и формирование индивидуального поведения на этих принципах, что предотвращает курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсикоманию, риск заражения ВИЧ-инфекцией.
  • Профилактика – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, которые поддерживают благополучие.
  • Представление информации.
  • Апелляция к ценностям и знаниям.
  • Воспитание противодействия.
  • Предоставление альтернативы.
  • Укрепление здоровья.

Кадровое обеспечение программы «Семь Я»:

Заместитель директора по ВР КулешоваТ.И. – координатор программы «Семь Я»

Классные руководители

Преподаватель ОБЖ  Толочко Е.В.

Учитель обществознания Кривонос А.М.

Учителя русского языка и литературы Кривонос В.Н., Иванчей Н.В.

Учитель биологии Оголь В.М.

Учитель ИЗО Гавриченко Т.Н.

Учитель физической культуры Толочко Е.В.

Библиотекарь Кривонос В.Т.

Основные формы и методы работы:

При реализации программы «Семь Я»  используются следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные.

Данные технологии реализуются в  диспутах, лекциях, семинарах, тренингах,  конкурсах, беседах, коллективных творческих делах и других формах работы.

 Сроки и этапы реализации программы:               2012 – 2015 годы

I этап (организационный) – с 1 сентября 2012 года по 31 августа 2013 года:

  • Аналитико–диагностическая деятельность.
  • Поиск инновационных форм и способов первичной профилактики асоциального поведения молодежи.
  • Установление причин возникновения трудных жизненных ситуаций.
  • Определение стратегии и тактики деятельности.

 

II этап (практический) – с 1 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года:

  • Использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных приёмов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростков активного жизненного стиля поведения.
  • Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
  • Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков, психотропных веществ.
  • III этап (обобщающий) – с 1 сентября 2014 года по 31 мая 2015 года:
  • Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации,
  • Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
  • Определение перспектив развития.

  Девиз программы:                              «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»

Семь Я - это:

 

  1. Я выбираю здоровый образ жизни;
  2. Я скажу «НЕТ» наркотикам;
  3. Я выступаю против алкоголизма;
  4. Я говорю «НЕТ» курению;
  5. Я против токсикомании;
  6. Я против игромании;
  7. Я за активную профилактику ВИЧ/СПИДа

Организационный план программы «Семь Я»

п/п

мероприятия

Сроки

исполнения

Ответственный

I этап (организационный) 2012 – 2013уч.год

1

Анкетирование учащихся «Представление о здоровом образе жизни».

Сентябрь 2012 г.,

январь 2013 г.

Преподаватель ОБЖ  Толочко Е.В

2

Включить в планы воспитательной работы по классам тематические классные часы  в соответствии с задачами программы «Семь Я».

Сентябрь

2012 г.

Классные руководители

3

Участие  школы в районной  акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» и других

В течение года

Зам. дир. по ВР Кулешова Т.И.

4

Общешкольный лыжный забег в рамках акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

Ноябрь 2012 г. (по погоде)

Учитель физкультуры Толочко Е.В.

5

Поддерживать тесный контакт с заинтересованными службами района:  комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление соцзащиты .

В течение года

Зам. дир. по ВР Кулешова Т.И.

6

Выпуск буклетов о здоровом образе жизни, о воздействии вредных привычек на организм человека в рамках программы «Семь Я».

В течение года

Учитель биологии Оголь В.М

7

Просмотр видеофильмов о вреде наркотиков «Территория безопасности» и других в рамках Интернет-уроков

Декабрь,

март

Учитель ОБЖ Толочко Е.В

8

Разработать рекомендации для родителей по проблемам воспитания здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

Декабрь

2012 г.

Учитель биологии Оголь В.М.

9

Родительское собрание «Профилактика немедицинского употребления наркотиков среди несовершеннолетних»

Ноябрь

2012 г.

Зам. дир. по ВР Кулешова Т.И.

10

 Участие в конкурсе рисунков и плакатов «Молодёжь выбирает жизнь»

ноябрь

2012г.

Учитель ИЗО Гавриченко Т.Н.

11

Проводить рейды «Подросток»

В течение года

Администрация

12

Конкурс сочинений «Открытое письмо ровеснику: скажи «нет!» вредным привычкам»

Ноябрь 2012 г.

Учителя русского языка и литературы Кривонос В.Н., Иванчей Н.В.

13

Неделя здоровья

Апрель 2013 г.

Учитель физкультуры Толочко Е.В.

II этап (практический) 2013– 2014 учебный год

1

Проведение классных часов по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

В течение года

Классные руководители

2

Цикл занятий для учащихся старших классов «Все в твоих руках».

1 раз в квартал

Учитель биологии Оголь В.М.

3

Акция «Обменяй сигарету на конфету».

Ноябрь 2013 г.

Совет старшеклассников

4

Анкетирование учащихся по проблемам пьянства в молодежной среде.

Январь 2014г.

Преподаватель ОБЖ Толочко Е.В.

5

Выставка книг «Хочешь быть здоровым – будь им».

Декабрь 2013 г.

Библиотекарь Кривонос В.Т.

6

Дискуссионный клуб «Наркотики и СПИД: миф и реальность».

Февраль 2014 г.

Библиотекарь

 Кривонос В.Т.

7

Родительское собрание «Подростки и наркотики в современном мире».

Ноябрь 2013 г.

Зам. дир. по ВР Кулешова Т.И.

8

Конкурс сочинений «Открытое письмо ровеснику: скажи «нет!» вредным привычкам»

Ноябрь 2013 г.

Учителя русского языка и литературы Кривонос В.Н.. Иванчей Н.В.

9

Выпуск информационных буклетов «Жизненные ценности или искусство жить достойно».

В течение года

Учитель обществознания Кривонос А.М.

III этап (обобщающий) 2014– 2015 учебный год

1

Проведение мониторинга «Я выбираю здоровый образ жизни».

В течение года

Преподаватель ОБЖ Толочко Е.В

2

 

Оформление стенда в фойе школы «Мы хотим жить в здоровой стране».

Сентябрь 2014 г.

Библиотекарь Кривонос В.Т. и старшеклассники

3

Анкетирование учащихся «Выход из трудных жизненных ситуаций».

Ноябрь 2014 г.

Преподаватель ОБЖ Толочко Е.В

4

 

Разработка рекомендаций «Как стать личностью».

Октябрь 2014 г.

Учитель обществознания Кривонос А.М.

5

 

Практическое занятие «Составление эталонов поведения для своего возраста».

Февраль 2015 г.

Классные руководители

6

Психологические тренинги

Декабрь 2014 г.

Районный психолог

Схема управления программой «Семь Я»:

 
   

 

Координатор программы «Семь Я»

 
       
       

 

 

Классные руководители.

Библиотекарь.

Преподаватель организатор ОБЖ.

Учителя-предметники.

 
 
   

 


Критерий эффективности программы «Семь Я»:

  1. Уменьшение факторов риска асоциального поведения учащихся МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ».
  2. Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
  3. Наличие навыков противодействия асоциальным нормам поведения, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
  4. Развитие стратегий проблемопреодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском асоциального поведения.

До и после реализации программы предполагается проведение экспериментально-психологического тестирования ее участников по вышеназванным критериям. Предполагается также отсроченное тестирование, спустя 6 – 8 месяцев после реализации программы.

Ожидаемые результаты реализации программы: 

  • Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;
  • Снижение поведенческих факторов риска среди учащихся, представляющих опасность для здоровья;
  • Определение реальных возможностей по охране и укреплению здоровья у школьников;
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий в   образовательный   процесс; 
  • Уменьшение количества молодых людей, употребляющих табак и  алкоголь;
  • Повышение заинтересованности педколлектива в укреплении здоровья учащихся;
  • Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения;
  • Выпускник школы, знающий, как сохранить свое здоровье и здоровье других людей, ведущий здоровый образ жизни в   повседневной деятельности.

Желаемый образ выпускника МБОУ «Зап-Халеевичская  СОШ»

  • Здоровый психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz