Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зап-Халеевичская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю на заседании педсовета Директор школы Протокол №___ от __________ _______Т.Н. Гавриченко №__ от ____2012 г
Программа,
направленная на пропаганду здорового образа жизни и профилактику асоциального поведения учащихся
Семь Я
2012 – 2015 годы
Пояснительная записка:
Произошедшие за последнее десятилетие перемены в жизни нашего общества привели к изменениям в различных сферах человеческой деятельности. Ломка старых ценностных ориентиров, произошедшая под влиянием внутриполитических факторов, вызвала рост некоторых негативных явлений в обществе.
Наши дети - зеркало и копия нашего общества.
Негативное влияние употребления алкоголя, табака, наркотических и психоактивных веществ на здоровье и генофонд современной России выявило одну из острейших проблем нашего времени в сфере образования - недостаточность учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях по профилактике возникновения химической зависимости среди подростков.
Злоупотребление наркотическими, токсическими средствами и алкоголем относится к числу высокозначимых социальных проблем. Если учесть, что наркотические средства употребляют в основном молодые люди до 25 лет, то становится понятной актуальность проблемы профилактики распространения алкоголизма и наркомании и важность своевременности этой профилактики.
Задачи, решаемые данной программой:
- Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, асоциального поведения молодежи, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
- Формировать у учащихся устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам.
- Выявлять и поддерживать талантливых, творческих, социально-активных детей и молодежь и привлекать их к общественной деятельности на добровольной, безвозмездной основе.
- Формировать морально-волевые качества школьников.
- Привлечение общественного внимания к важным и актуальным социальным проблемам.
Программа может дорабатываться, корректироваться, дополняться в зависимости от меняющихся условий и необходимости в течение срока действия
Участники программы «Семь Я»:
- педагоги МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»;
- учащиеся МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»;
- родители учащихся МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»;
-
Цель программы:
- Реализация всех возможностей учебного заведения для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.
- Формирование гармоничной личности, устойчивой к воздействиям наркогенных факторов среды.
Основные задачи программы:
- Формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой;
- Выявление и поддержка талантливых, творческих, социально-активных детей и молодежи и привлечение их к общественной деятельности на добровольной, безвозмездной основе;
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья;
- Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов.
- Пропаганда позитивного опыта сотрудничества родителей и школы в области формирования здорового образа жизни;
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий;
- Создание приоритета здорового образа жизни через осознание ценности здоровья:
- формирование менталитета духовно-нравственного, психического, физического и социального здоровья;
- создание ситуации нетерпимого отношения ко всем видам психоактивных веществ;
- формирование навыков конструктивного общения;
- развитие способности к психосаморегуляции в стрессовых ситуациях;
- организация доступа к необходимой информации о влиянии психоактивных веществ на нравственное, психическое и физическое здоровье человека;
- Распространение инновационных методик ведения профилактической работы с подростками и молодежью.
Концептуальные основы программы «Семь Я»:
- В процессе реализации программы проводится работа, как с самими учащимися, так и с педагогами, а также с родителями учащихся.
- Соблюдение основных принципов: непрерывность, адресность, своевременность, доступность, последовательность.
- Осознание подростками ценностей здоровья, понимания важности здорового образа жизни и формирование индивидуального поведения на этих принципах, что предотвращает курение, употребление алкоголя, наркотиков, токсикоманию, риск заражения ВИЧ-инфекцией.
- Профилактика – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личных качеств, которые поддерживают благополучие.
- Представление информации.
- Апелляция к ценностям и знаниям.
- Воспитание противодействия.
- Предоставление альтернативы.
- Укрепление здоровья.
Кадровое обеспечение программы «Семь Я»:
Заместитель директора по ВР КулешоваТ.И. – координатор программы «Семь Я»
Классные руководители
Преподаватель ОБЖ Толочко Е.В.
Учитель обществознания Кривонос А.М.
Учителя русского языка и литературы Кривонос В.Н., Иванчей Н.В.
Учитель биологии Оголь В.М.
Учитель ИЗО Гавриченко Т.Н.
Учитель физической культуры Толочко Е.В.
Библиотекарь Кривонос В.Т.
Основные формы и методы работы:
При реализации программы «Семь Я» используются следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные.
Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, конкурсах, беседах, коллективных творческих делах и других формах работы.
Сроки и этапы реализации программы: 2012 – 2015 годы
I этап (организационный) – с 1 сентября 2012 года по 31 августа 2013 года:
- Аналитико–диагностическая деятельность.
- Поиск инновационных форм и способов первичной профилактики асоциального поведения молодежи.
- Установление причин возникновения трудных жизненных ситуаций.
- Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап (практический) – с 1 сентября 2013 года по 31 августа 2014 года:
- Использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных приёмов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у подростков активного жизненного стиля поведения.
- Оказание социальной и психолого-педагогической поддержки подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни, а также технологий раннего обнаружения случаев злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков, психотропных веществ.
- III этап (обобщающий) – с 1 сентября 2014 года по 31 мая 2015 года:
- Обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации,
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
- Определение перспектив развития.
Девиз программы: «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»
Семь Я - это:
- Я выбираю здоровый образ жизни;
- Я скажу «НЕТ» наркотикам;
- Я выступаю против алкоголизма;
- Я говорю «НЕТ» курению;
- Я против токсикомании;
- Я против игромании;
- Я за активную профилактику ВИЧ/СПИДа
Организационный план программы «Семь Я»
№
п/п
|
мероприятия
|
Сроки
исполнения
|
Ответственный
|
I этап (организационный) 2012 – 2013уч.год
|
1
|
Анкетирование учащихся «Представление о здоровом образе жизни».
|
Сентябрь 2012 г.,
январь 2013 г.
|
Преподаватель ОБЖ Толочко Е.В
|
2
|
Включить в планы воспитательной работы по классам тематические классные часы в соответствии с задачами программы «Семь Я».
|
Сентябрь
2012 г.
|
Классные руководители
|
3
|
Участие школы в районной акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» и других
|
В течение года
|
Зам. дир. по ВР Кулешова Т.И.
|
4
|
Общешкольный лыжный забег в рамках акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
|
Ноябрь 2012 г. (по погоде)
|
Учитель физкультуры Толочко Е.В.
|
5
|
Поддерживать тесный контакт с заинтересованными службами района: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление соцзащиты .
|
В течение года
|
Зам. дир. по ВР Кулешова Т.И.
|
6
|
Выпуск буклетов о здоровом образе жизни, о воздействии вредных привычек на организм человека в рамках программы «Семь Я».
|
В течение года
|
Учитель биологии Оголь В.М
|
7
|
Просмотр видеофильмов о вреде наркотиков «Территория безопасности» и других в рамках Интернет-уроков
|
Декабрь,
март
|
Учитель ОБЖ Толочко Е.В
|
8
|
Разработать рекомендации для родителей по проблемам воспитания здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
|
Декабрь
2012 г.
|
Учитель биологии Оголь В.М.
|
9
|
Родительское собрание «Профилактика немедицинского употребления наркотиков среди несовершеннолетних»
|
Ноябрь
2012 г.
|
Зам. дир. по ВР Кулешова Т.И.
|
10
|
Участие в конкурсе рисунков и плакатов «Молодёжь выбирает жизнь»
|
ноябрь
2012г.
|
Учитель ИЗО Гавриченко Т.Н.
|
11
|
Проводить рейды «Подросток»
|
В течение года
|
Администрация
|
12
|
Конкурс сочинений «Открытое письмо ровеснику: скажи «нет!» вредным привычкам»
|
Ноябрь 2012 г.
|
Учителя русского языка и литературы Кривонос В.Н., Иванчей Н.В.
|
13
|
Неделя здоровья
|
Апрель 2013 г.
|
Учитель физкультуры Толочко Е.В.
|
II этап (практический) 2013– 2014 учебный год
|
1
|
Проведение классных часов по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.
|
В течение года
|
Классные руководители
|
2
|
Цикл занятий для учащихся старших классов «Все в твоих руках».
|
1 раз в квартал
|
Учитель биологии Оголь В.М.
|
3
|
Акция «Обменяй сигарету на конфету».
|
Ноябрь 2013 г.
|
Совет старшеклассников
|
4
|
Анкетирование учащихся по проблемам пьянства в молодежной среде.
|
Январь 2014г.
|
Преподаватель ОБЖ Толочко Е.В.
|
5
|
Выставка книг «Хочешь быть здоровым – будь им».
|
Декабрь 2013 г.
|
Библиотекарь Кривонос В.Т.
|
6
|
Дискуссионный клуб «Наркотики и СПИД: миф и реальность».
|
Февраль 2014 г.
|
Библиотекарь
Кривонос В.Т.
|
7
|
Родительское собрание «Подростки и наркотики в современном мире».
|
Ноябрь 2013 г.
|
Зам. дир. по ВР Кулешова Т.И.
|
8
|
Конкурс сочинений «Открытое письмо ровеснику: скажи «нет!» вредным привычкам»
|
Ноябрь 2013 г.
|
Учителя русского языка и литературы Кривонос В.Н.. Иванчей Н.В.
|
9
|
Выпуск информационных буклетов «Жизненные ценности или искусство жить достойно».
|
В течение года
|
Учитель обществознания Кривонос А.М.
|
III этап (обобщающий) 2014– 2015 учебный год
|
1
|
Проведение мониторинга «Я выбираю здоровый образ жизни».
|
В течение года
|
Преподаватель ОБЖ Толочко Е.В
|
2
|
Оформление стенда в фойе школы «Мы хотим жить в здоровой стране».
|
Сентябрь 2014 г.
|
Библиотекарь Кривонос В.Т. и старшеклассники
|
3
|
Анкетирование учащихся «Выход из трудных жизненных ситуаций».
|
Ноябрь 2014 г.
|
Преподаватель ОБЖ Толочко Е.В
|
4
|
Разработка рекомендаций «Как стать личностью».
|
Октябрь 2014 г.
|
Учитель обществознания Кривонос А.М.
|
5
|
Практическое занятие «Составление эталонов поведения для своего возраста».
|
Февраль 2015 г.
|
Классные руководители
|
6
|
Психологические тренинги
|
Декабрь 2014 г.
|
Районный психолог
|
Схема управления программой «Семь Я»:
Координатор программы «Семь Я»
|
|
Классные руководители.
Библиотекарь.
|
|
Преподаватель организатор ОБЖ.
Учителя-предметники.
|
|
Критерий эффективности программы «Семь Я»:
- Уменьшение факторов риска асоциального поведения учащихся МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ».
- Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
- Наличие навыков противодействия асоциальным нормам поведения, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения.
- Развитие стратегий проблемопреодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском асоциального поведения.
До и после реализации программы предполагается проведение экспериментально-психологического тестирования ее участников по вышеназванным критериям. Предполагается также отсроченное тестирование, спустя 6 – 8 месяцев после реализации программы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;
- Снижение поведенческих факторов риска среди учащихся, представляющих опасность для здоровья;
- Определение реальных возможностей по охране и укреплению здоровья у школьников;
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- Уменьшение количества молодых людей, употребляющих табак и алкоголь;
- Повышение заинтересованности педколлектива в укреплении здоровья учащихся;
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения;
- Выпускник школы, знающий, как сохранить свое здоровье и здоровье других людей, ведущий здоровый образ жизни в повседневной деятельности.
Желаемый образ выпускника МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ»
- Здоровый психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.